“Болезнь цивилизации” – модное сейчас название. Вообще под термин “болезнь цивилизации” попадают все заболевания, появление, прогрессирование, увеличение числа которых связано с образом жизни современного человека. К болезням цивилизации относятся близорукость. артериальная гипертензия, плоскостопие, ожирение и др. Развитие ХВН в подавляющем большинстве случаев связано с образом жизни, и поэтому его полноправно относят к данной группе заболеваний. Я всегда люблю проводить сравнения. Почему, например, проблема варикозной болезни не стояла перед первобытнообщинным строем? Вся жизнь на ногах: должны много и быстро бегать, определенный дефицит питания, соответственно, невысокая масса тела, относительно небольшая продолжительность жизни, отсутствие ряда неблагоприятных факторов окружающей среды, таких как большой город, экология и др. Кроме того. невысокий рост, соответственно, меньшая выраженность фактора гравитации. Таким образом. у первобытных людей проблем с варикозом на ногах не возникало. Современный человек, напротив – более высокого роста, малоподвижен, питается регулярно и, как правило, достаточно обильно, передвигается как либо на машине, либо в общественном транспорте, на работе в основном стоит или сидит. Плюс к этому общая продолжительность жизни увеличилась.
В итоге возросло количество людей, имеющих проблемы с венами. Более того, модифицируются сами формы заболевания. Например, когда я учился в институте, того. что сейчас называют синдром “хакера”, “компьютерщика”, не было. Сейчас это проблема относительно молодых людей. они проводят много часов за компьютером, и у них появляются венозные отеки и другие признаки венозной недостаточности, связанные с образом жизни. Еще существует так называемый “синдром экономического класса”, или синдром длительных путешествий в самолете, переездов в автобусе, в автомобиле. Из-за длительной неподвижности вены плохо опорожняются от крови, мышцы расслаблены, обезвожены, плюс воздействие неблагоприятных дополнительных факторов – и получаем то же самое. Еще фактор – контрацепция гормональная приводит к гормониндуцированной флебопатии.
Это только некоторые причины. Можно привести много примеров: корсеты и узкие джинсы – сдавление путей оттока – венозная недостаточность. Высокие каблуки – типичная узенькая колодка, где пальчики собираются “пучком”, – в итоге опорожняются вены стопы. Соответственно. плохо прокачивается кровь из вен голени. За красоту, за то, что мы называем элегантностью, надо платить. Как только в моду снова вошли корсеты, мы получили новый фактор риска варикозной болезни – при ношении корсета сдавливаются живот и грудная клетка, уменьшается экскурсия диафрагмы, хуже прокачивается венозная кровь.
Как известно, варикозная болезнь – болезнь с “женским лицом”: гормональные перепады, беременность. высокие каблуки и т.д. А каков типичный портрет пациента мужского пола с варикозной болезнью?
Если взять мужчин и женщин и поместить их в абсолютно одинаковые условия жизни. т.е. женщина не рожает, не принимает комбинированные оральные контрацептивы и т.д., то в это ситуации частота варикозной болезни у лиц женского и мужского пола будет примерно одинаковая.
– А есть какие-то чисто мужские факторы риска? Например, какая-либо профессиональная деятельность? Есть несколько типичных вариантов пациентов мужского пола с варикозной болезнью. Например, офисный работник, который длительное время сидит в кабинете, питается фаст-фудом и имеет избыточную массу тела – это первый вариант. Второй вариант – профессиональные или активно занимающиеся спортсмены: футболисты, хоккеисты. То есть там, где кроме тяжелых физических нагрузок есть постоянный риск травматизации. Третья группа – это люди, чья работа связана с регулярным поднятием и перетаскиванием тяжестей. Это то, что касается профессиональных вредностей.
– А как же летчики? Ведь их работа как раз подразумевает длительные и регулярные авиапутешествия. – С летчиками немного проще. У них достаточно жесткий профессиональный отбор, и они находятся в более комфортных условиях по сравнению с пассажирами: есть куда вытянуть ноги, можно немного подвигаться, встать, походить. А вот водители, которые долго сидят за рулем – по 8-10 часов в сутки, – это группа риска. Кстати, бортпроводники тоже в группе риска, несмотря на то, что они передвигаются по салону, тем не менее, они в течение какого-то времени ведут малоподвижный образ жизни.
– И туфли на каблуках – как элемент форменной одежды? – Да и это тоже. Кстати, в некоторых зарубежных авиакомпаниях, заставляют летный состав в профилактическом трикотаже ходить, чтобы снизить профессиональные риски.
– Почему люди, страдающие варикозной болезнью, обращаются за помощью к врачу достаточно поздно? Если посмотреть данные эпидемиологических исследований, то возникает ощущение, что вся диагностика варикозной болезни на ранней стадии – практически случайная находка. Пациентов ничего до какого-то определенного момента не беспокоит? – Молодые женщины, которых беспокоит эстетическая сторона вопроса, приходят относительно рано. Позже приходят либо активно занятые в какой-то социальной сфере женщины, либо добропорядочные домохозяйки, для которых сначала дом-дети-внуки-муж, а потом – они сами. Если взять мужскую половину, которую косметика особо не волнует, то когда они появляются на приеме? Когда что-то начинает беспокоить уже конкретно. А именно: отеки, трофические язвы, появляется уже та форма заболевания, которая, как сейчас принято говорить, снижает качество жизни, уменьшает физическую активность, вызывает ограничение в отношении каких-то любимых дел – в баню сходить, пиво с друзьями попить и т.д. То есть это уже более поздняя стадия.
– Почему так происходит? – Дело в том, что совсем на ранних стадиях симптомы нечетко очерчены. Ранние симптомы во многом связаны изменением ситуации. Зимой все хорошо, ничего не болит, не отекает. Наступило лето, усилилась физическая активность – раз и появились отеки. Но человек знает, что к осени все пройдет. Когда болезнь течет по принципу “появилось-ушло-появилось-ушло”, то обычно на нее не обращают внимания. Очень часто болезнь обостряется в отпуске: например, после длительного перелета отекает нога. Поплавал – отек прошел, болей нет. Прилетел назад. и вроде бы ничего особенного не беспокоит. Человек думает: “Ну и зачем я к врачу пойду? Просто так? Засмеют.” Дальше интервал между хорошим самочувствием и не очень начинает уменьшаться, и вот когда уже какие-то выраженные симптомы, боли, отеки, ощущения “бегания мурашек” начинают появляться на регулярной основе, раздражают, снижают качество жизни, мешают спать о ночам, тогда пациент идет к врачу.
Есть еще один нюанс, связанный с тем, что в тот момент, когда эта болезнь формируется, визуально даже опытный врач какие-то симптомы соотнести с заболеванием вен не может. И не отправляет таких пациентов на дополнительные методы обследования. Или, к примеру, вы можете сходить на ультразвук, но на ультразвук запись на месяц вперед, за этот период времени все симптомы исчезли. И зачем идти? Есть же масса других полезных дел. И все откладывается до следующего эпизода. А вот когда симптоматика стала постоянной. это уже другая совершенно стадия болезни и другие подходы к диагностике.
– На что стоит обращать внимание, чтобы своевременно заподозрить варикозную болезнь? – Во-первых, если что-то где-то в ногах побеспокоило – даже если один раз или два раза возник отек, даже если он больше не повторялся, все-таки сходите и сделайте ультразвуковое исследование. Стоит потерять немного времени и денег, чтобы знать, что происходит с организмом. К слову, посещение флеболога после беременности и родов на сегодняшний день является признаком хорошего тона.
Надо помнить о том, что примерно у четвертой части пациентов с варикозной болезнью – дело наследственное. Если папа, мама, дедушка, бабушка страдают варикозной болезнью, значит, надо быть внимательнее к себе.
Международный стандарт, который Россия часто не соблюдает, – перед началом гормональной контрацепции или приемом гормонозаместительной терапии пациентка должна быть обследована флебологом на предмет того, есть или нет заболевание вен, есть или нет склонность к тромбозам. У нас чаще всего женщины просто приходят в аптеку, спрашивают у провизора, какой контрацептив лучше всего, он советует то, что чаще берут, и все. А любая гормональная контрацепция – это достаточно серьезное вмешательство во внутреннюю среду организма. И понятно, что любые органы и системы на данное вмешательство могут отреагировать тем или иным образом.
Если у пациента есть проблемы с наличием избыточной массы тела, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца (не будем забывать о том, что все они между собой связаны), – это тоже требует должного внимания. Сейчас есть целый ряд очень интересных исследований, которые говорят, например, о том, что у пациентов с гипертонической болезнью и венозной недостаточностью действие традиционных антигипертензивных препаратов гораздо хуже. Поэтому все эти проблемы должны решаться в комплексе.
Я недавно был на европейском флебологическом конгрессе, где говорилось об очень интересной возможности – с учетом “интернетизации” всего мира можно попытаться достучаться до пациентов посредством этого ресурса. То есть там сформировать специальные образовательные программы. чтобы пациенты могли сами себя достаточно рано протестировать. Есть целый ряд простых вопросов, на которые можно отвечать по принципу “да-нет”, после чего тебе выдают прогноз, например “вероятность венозной недостаточности такая-то, вам нужно то-то и то-то”.
– В терапии варикозной болезни существуют, компрессионные, медикаментозные и хирургические методы. Как они соотносятся между собой?
– Большинство больных с варикозной болезнью нуждаются в хирургическом лечении. Но так же возможно поддержание от прогрессирования болезни при помощи консервативной терапии. Я бы лично к этим методам добавил еще один: модификацию образа жизни. Это вообще должно стоять на первом месте, потому что без изменения образа жизни ни один из других способов не будет эффективен. Человеку, у которого масса тела 150 кг, он весь день сидит и кушает фаст-фуд, ничего не поможет: никакие таблетки, ни эластическая компрессия, ни операции.
Модификация образа жизни, компрессия, медикаментозная терапия, и только после этого – различные варианты хирургического вмешательства. Если говорить о хирургической коррекции, сейчас наблюдается тенденция минимальной инвазивной хирургии. Смысл ее заключается в том, что выполняется точечно ориентированное вмешательство, по возможности – амбулаторно. Такая методика не требует длительной госпитализации и дает эстетически и функционально очень хороший результат.
Речь всегда идет о комбинированном лечении. Неправильно говорить, что вот этому пациенту назначим только компрессию. этому – таблетку один, этому – таблетку два, а этого прооперируем. Даже после хирургического вмешательства зачастую требуется применение и компрессионных, и медикаментозных методов. Компрессионные методы, как правило, всегда сочетаются с медикаментозными. медикаментозное лечение рассматривают в качестве средства первой очереди. когда речь идет об устранении симптомов варикозной болезни.
– Что дает пациенту своевременное назначение венотоников? – Медикаментозные препараты могут убрать симптомы, не допустить или заморозить развитие каких-то осложнений, предупреждать появление отеков, которые возникают после авиационных перелетов, например. они могут уменьшить негативное действие на венозную систему гормональных контрацептивов, жару, обезвоживание и др. Еще раз повторю: медикаментозные препараты ни в коем случае не заменяют необходимости модификации образа жизни. В комплексной терапии, если речь идет о функциональной венозной недостаточности, т.е., когда каких-то поломок грубых в венозной системе нет, когда все неприятности были связаны с долгим сидением. стоянием, низкой физической активностью. неправильной одеждой и т.д., – в этих случаях таблетки позволяют проблему полностью решить. Опять же, если устранены все факторы риска.
Если же речь идет о том, что у пациента уже имеется тяжелая варикозная болезнь, то венотоники могут убрать отек, нивелировать неприятные ощущения, но избавить варикозно расширенных вен не способны.
При запущенных формах варикозной болезни, трофических язвах медикаментозная терапия помогает заживлению, препятствует рецидиву, но работает ровно до тех пор, пока пациент регулярно принимает препараты. И для полного решения этой проблемы необходимо оперативное вмешательство.
– К кому сегодня следует обращаться пациенту с ХВН: к терапевту или к хирургу? – Такие пациенты могут обращаться к терапевтам, прошедшим соответствующую подготовку по диагностике и лечению заболеваний вен, или непосредственно к хирургу. Начинают появляться специализированные флебологические центры, где работают такие специалисты как флебологи, которые занимаются диагностикой и лечением заболеваний вен.